Что должен уметь ребенок в 1 год 8 месяцев

Содержание:

Питание

На восьмом месяце жизни ребенка необходимо продолжать расширять количество введенных продуктов питания. Прикорм в этом возрасте становится необходимым. Материнское молоко уже не может полностью снабжать кроху всеми необходимыми витаминами и минералами, желудочно-кишечный тракт полностью готов к перевариванию.

Много детей к этому периоду уже знакомы с фруктовым или овощным пюре, попробовали злаковые каши. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, ввели мясо кролика или индейки. До 7,5 месяцев питание должно оставаться однокомпонентным. К 8-ми месяцам допустимо вводить более сложные виды пищи: каши из смеси злаков, несколько видов овощей.

Одним из самых интересных малышу продуктов, вводимых на 8-м месяце жизни, становится яичный желток. Очень полезный, но часто вызывающий аллергическую реакцию, желток вводится очень маленькими порциями. Первая доза не должна превышать ¼ чайной ложки. Второй раз дать малышу желток можно через 2-3 дня, при отсутствии аллергической реакции. Если кроха хорошо усваивает этот продукт, то предлагать его нужно не чаще 2-х раз в неделю, постепенно увеличивая порцию до 1/2 желтка.

В начале 7-го месяца можно познакомить карапуза с растворимым печеньем и хлебом. Они должны быть выполнены из пшеничной муки высшего сорта, не содержать добавок и красителей.

В рацион питания можно вносить некоторые изменения. Постепенно третье дневное кормление грудью заменяется прикормом. К 7,5 месяцам режим кормления выглядит так:

  • Утром малыш кушает грудь или смесь.
  • Через 3,5 часа знакомится с новым продуктом или наращивает объем недавно введенного.
  • Третье кормление состоит из хорошо знакомых продуктов.
  • Вечером и на ночь малыш получает грудь или смесь.

В период активного прорезывания зубов, вечером хорошо предложить почесать десна пшеничным сухариком.

Дети, получающие прикорм с 4-5 месяцев, знакомятся с более сложными блюдами: суп-пюре, смесь овощной каши с мясом.

Таблица прикорма

Вид Малыши на ГВ Малыши на искусственном вскармливании
Фруктовый сок 5-6 мес. 3-4 мес.
Фруктовое пюре 5-6 мес. 3-4 мес.
Творог 6,5 мес. 5 мес.
Овощи 6 мес. 4 мес.
Молочная каша 5 мес. 5 мес.
Безмолочная каша 7 мес. 7 мес.
Мясо 7 мес. 6 мес.
Рыба 8 мес. 8 мес.
Кефир 7 мес. 6-7 мес.
Хлеб 7 мес. 6-7 мес.
Сухари, детское печенье 6 мес. 6 мес.
Растительное масло 6 мес. 5 мес.
Сливочное масло 6 мес. 6 мес.
Яичный желток 6 мес. 6 мес.

Разрешенные продукты к употреблению

Продукт Срок введения (искусственное вскармливание/ГВ) Польза
Кабачок 3/ 5-6 Диетический, гипоаллергенный овощ, способствующий поступлению витаминов и минералов, источник энергии
Цветная капуста и брокколи 3/5-6 Гипоаллергенные овощи, способствующие укреплению иммунитета
Тыква 4/6 Способствует пищеварению, может вызвать аллергическую реакцию
Морковь 4/6 Положительно влияет на зрение, улучшает состояние кожи и волос, укрепляет костный скелет
Яблоко 3/5 Источник витаминов и минералов
Груша 5/6 Нормализует пищеварение, укрепляет сосуды.
Бананы 4/5 Единственный экзотический фрукт, разрешенный до года. Способствует укреплению организма
Персик, абрикос 6 Большое содержание витаминов
Картофель 6 Способствует очистки организма, выводит поваренную соль, улучшает обмен веществ
Растительное масло 5/6 Богато аминокислотами

Отдельно стоит упомянуть сахар и соль. Введение этих усилителей вкуса не рекомендуется до года. Даже, если вам кажется, что получаемый прикорм безвкусен и не понравится малышу, не стоит добавлять соль или сахар. То, что вам кажется невкусным, для малыша это новый опыт и яркие впечатления. Ребенок еще не знаком со вкусом предлагаемых блюд и ему будет интересно. Раннее приучение к соли и сахару может повлечь за собой нежелательные последствия со стороны организма крохи, вызвать нежелание есть несоленую и несладкую пищу.

Как меняется психологическое развитие ребеночка?

Важнейшим этапом в жизни малыша становится речь. Он начинает произносить отдельные слова, которые узнает от родителей. Кроме того, просьбы ребенка и его рассказы становятся более понятными, так как он начинает использовать звукосочетания, которыми обозначает определенные действия. Таким образом, общение между ребенком и его родителями становится более осмысленным и конструктивным. В одиннадцать месяцев сообразительные крохи понимают, что мамочкой можно манипулировать, поэтому начинают кричать и плакать без слез, когда хотят чего-то добиться. Но как только понимают, что капризничать бесполезно, то моментально стихают.

Также дети фактически всегда выполняют просьбы родителей и откликаются на их зов. Уже в этом возрасте им можно объяснить, почему определенные действия нельзя совершать. Крохи становятся целенаправленными и настойчиво пытаются чему-либо научиться. Если малыш нарисовал даже самые непонятные для родителей каракули, то его нужно обязательно похвалить, так как именно этого он и ждет.

Меняется и восприятие игр. Появляются такие действия, как покормить куклу, усадить мягкого медведя за стол или уложить спать. Ребенок уже понимает, что такое прятки, и с удовольствием балуется с родителями или сверстниками. Также кроха становится очень сообразительным и находит простые решения своих детских проблем. То есть если ему нужно добраться до стоящей на столе игрушки, то он сбросит ее на пол палочкой или взберется на стул.

Как развивать

Развитие ребенка на 8-м месяце жизни происходит сразу в нескольких направлениях. Задача родителей — поддерживать кроху на этом непростом пути, подсказывая как научиться и получить больше информации.

Отдельно рекомендуется заниматься с крохой:

  • развитием двигательных умений. Предлагайте подвижные игры, гимнастические комплексы;
  • речью. Разговаривайте и знакомьте с новыми словами и их изображением;
  • формированием общих знаний об окружающем мире. Показывайте малышу разнообразие через основные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • развитием умственных способностей. Знакомьте карапуза с логическими игрушками и простыми способами получения информации о предметах.

Двигательные умения и физическая форма

Ребенок на 8-м месяце жизни нуждается в дополнительных упражнениях на укрепление мышц тела

Особенное внимание необходимо уделить мышечному корсету, поддерживающему позвоночник, ногам и пальцам рук. Обычно применяется утренняя гимнастика и 2-3 вида разминки в течение дня

Для проведения гимнастического комплекса необходимо:

  • бодрое и веселое настроение крохи;
  • после еды должно пройти минимум 30 минут;
  • до сна, дневного или ночного — около 30 минут;
  • температура в помещении должна быть не выше 22 градусов.

Хорошо способствуют развитию двигательных навыков первые активные игры. Можно прятать игрушки, катать мяч, просить сползать за определенным предметом.

Развитие речи и мелкая моторика

Речь и умение манипулировать пальцами рук — взаимосвязаны. Природой заложено, что речевой центр головного мозга находится рядом с центром мелкой моторики. При стимуляции пальчиков рук активизируется зона, ответственная за речь. На 8-м месяце жизни стоит начинать вводить в ежедневные занятия малыша упражнения, стимулирующие умение работать пальчиками. Предложенные игры должны соответствовать уровню развития и привлекать карапуза. Не торопите события и не огорчайтесь, если кроха не в силах выполнить предложенное упражнение, отложите его на несколько дней или недель. Сохраняйте общий положительный тон занятий, делайте их с игровыми элементами. Наиболее подходящие для 7-ми месячного ребенка упражнения на развитие мелкой моторики:

  • поднимать и подавать игрушки, разложенные перед сидящим или лежащим крохой;
  • указать пальчиком на знакомый предмет;
  • хлопать в ладоши, щупать разнообразные материалы и формы;
  • игрушки на развитие сенсорики (коврики, мешочки, подушечки, бизиборды, пирамидки, кубики).

Кроме мелкой моторики, речь малыша нуждается в пополнении «пассивного словаря». Самыми действенными способами помочь карапузу узнать и запомнить больше слов являются:

  • диалог с использованием наглядного материала. Покажите предмет и назовите его, опишите цвет, форму, предназначение;
  • обучение при помощи карточек. Методика Домана содержит большое количество разнообразных адаптированных под возраст ребенка картинок. Показывайте по 10 карточек в день, называя изображенный предмет. Через 7 дней произведите полную замену материала для изучения, знакомые карточки показывайте в конце занятия по 1-2 шт. за раз;
  • чтение книг. На сегодняшний день существует большое количество специально разработанных для младенцев изданий, позволяющих в доступной форме знакомить кроху с окружающим миром, привлекать к чтению;
  • пение и стихи. Рифма привлекает карапуза. Пение и чтение стихотворений детской тематики стимулирует кроху подбирать слоги по звучанию, мотивируя появление самостоятельной речи.

Знания о мире и умственные способности

Кроха уже понимает намного больше, чем вы можете подумать. На 8-м месяце жизни можно начинать:

  • рассказывать о предметах и явлениях в простом виде. Используйте знакомые малышу слова, прямой порядок слов, мимику и жесты;
  • знакомить карапуза с миром вне дома. Старайтесь ходить гулять на улицу не только на время сна малыша. Гуляя в парке или рядом с детской площадкой, садите кроху и рассказывайте об окружающих его предметах;
  • начинайте читать первые сказки. «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие народные сказки расширяют познавательные способности малыша;
  • во время игры называйте цвет и форму предмета, находящегося в руках ребенка;
  • предлагайте малышу потрогать разные материалы, озвучивая его ощущения;
  • предложите для игры небольшой короб, в который можно складывать игрушки. Малыш с удовольствием будет собирать в него окружающие предметы, после чего, доставать их обратно;
  • приобретите или сделайте развивающий коврик или мягкий бизиборд. Игры с небольшими предметами, компактно размещенными на небольшой поверхности, дадут карапузу больше информации о внешних различиях предметов.

Особенности питания

Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:

  • мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
  • птица (индейка, курица);
  • рыба: судак, сёмга, треска, хек;
  • субпродукты (печень, языки, сердце);
  • тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
  • различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
  • молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);
  • белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;
  • фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
  • местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
  • масло (как сливочное, так и растительное).

Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное

Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции

Примерное меню на день смотрите в таблице:

Приём пищи Блюда
Завтрак Каша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока)
Обед Овощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов
Полдник Творог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами)
Ужин Овощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок

Совет! В качестве перекусов можно предлагать фрукты или ягоды, детские хлебцы, кефир.

Как развивать ребенка в 8 месяцев?

Родителям следует знать, как развивать малыша в 8 месяцев, чтобы совершенствовать его навыки, разрабатывать новые, помогать формироваться личности. Ребенку в 8 месяцев требуется постоянно давать новую информацию, которую он с удовольствием воспринимает и впитывает. Помните, что в этом возрасте малыши копируют действия и слова родителей, поэтому нужно следить за всем, что вы говорите и делаете.

Игрушки для детей в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок с удовольствием и пользой будет играть с такими игрушками:

  • резиновые мячики разных размеров;
  • молоточек с пищалкой;
  • небольшая пирамидка с кольцами;
  • пирамидки-стаканчики;
  • мягкие книжки;
  • простейшие сортеры с крупными отверстиями;
  • прозрачная пластиковая коробка, в которую можно складывать разные игрушки;
  • тканевые мешочки с разными крупами.
  • простые музыкальные инструменты – барабаны, флейты, клавишные, колокольчики;
  • говорящие игрушки;
  • куклы и машинки.

Занятия для детей 8 месяцев

Помимо занятий с развивающими игрушками, чтения книжек, пения песенок, полезны такие игры с детьми в 8 месяцев:

  • ладушки;
  • прятки (например, накидывая на малыша, а потом на себя легкий платок, пеленку);
  • «разверни игрушку» – завернув какую-либо игрушку в фольгу, шелестящую бумагу, предложить малышу развернуть ее;
  • «догоню, догоню!» – ползком догонять ползущего ребенка, побуждая его двигаться быстрее;
  • «покажи, где» – спрашивая кроху, просить его указать на части лица, предметы в комнате, игрушки, подтверждая правильность его действий словом «верно».

Рацион питания

Примерное меню малыша в этом возрасте должно обязательно содержать определенные продукты:

  1. Каши необходимо готовить вязкие, в них можно добавлять кусочки овощей или фруктов (как вареных, так и сырых). В каши без молока можно положить вареное мясо.
  2. Яйца и рыбу — яйца малыш должен есть не реже трех раз в неделю, их необходимо чередовать с рыбой или продуктами из нее.
  3. Мясо.
  4. Овощи и фрукты свежие — фрукты и овощи – каждый день, можно готовить пюре из отварных овощей, а также добавлять в рацион сухофрукты.
  5. Обязательно, молочные продукты – молоко в чистом виде давать ребенку следует гораздо меньше – оно способно спровоцировать значительные проблемы с пищеварением. Из молочных продуктов лучше всего ребенку подходят: кефир, йогурт, сыр и творог.

Меню малыша обязательно должно быть разнообразным, а рецепты приготовления блюд и их подача – интересными.

Например, ребенку можно приготовить бутерброды, как у взрослых: на тончайшие ломтики хлеба можно выложить тоненькие пластины отварного мяса (курицы, индейки или говядины) и украсить такие бутерброды овощами.

Можно сделать «овощные канапэ» — нарезать разные овощи (можно и сырые, и вареные), нанизать их в различном сочетании на специальные палочки и украсить зеленью.

Что умеет 9-месячный малыш

Родителям придётся проявить особую бдительность во время бодрствования малыша, поскольку это время, когда он довольно шустрый и его очень интересуют предметы выше него. Уберите и спрячьте всё, что может представлять опасность, упасть на ребёнка, помочь ему взобраться на небезопасную высоту.

Что в 9 месяцев должен уметь ребёнок:

  • уверенно стоять, опираясь на опору и делать несколько шагов с поддержкой;
  • самостоятельно садиться из любого положения и сидеть в течение до 15 минут;
  • дотягиваться и доставать игрушки, предметы;
  • взбираться на диван, стул, кресло и прочую возвышенность;
  • подбирать вещи двумя-тремя пальцами (щипковый захват);
  • произносить членораздельные слоги и короткие слова;
  • уверенно и крепко держать предметы в руках.

Тем не менее до конца всё происходящее и последствия своих действий кроха в 9 месяцев ещё не осознаёт.

Различия у мальчиков и девочек

Развитие ребёнка независимо от пола в 9 месяцев проходит почти без отличий, но некоторые особенности всё же есть. Например, девочка проявляет больше эмоций и интереса к общению. Мальчику же более интересны предметы, поэтому он отдаёт предпочтение их изучению, а не людям вокруг.

К голосам и звукам мальчики на девятый месяц также равнодушнее в сравнении с девочками, именно поэтому девочки быстрее пополняют словарный запас, раньше и лучше начинают разговаривать. А вот зрение, ориентирование в пространстве и активные игры – это приоритет мальчиков.

Существует также типовая таблица развития ребёнка на 9 месяце жизни в плане физического роста:

Пол малыша

Вес, кг

Рост, см

Мальчик

8,6-11,2

70-76

Девочка

8-10

68-73

В среднем за месяц ребёнок набирает около 500 гр. и подрастает примерно на 1,5 см.

Кормление

В 8 месяцев малютка вполне может быть как на грудном, так и на искусственном вскармливании. Если вы кормите его грудью и чувствуете, что молока хватает, то вы можете прикармливать кроху небольшим количеством каши или фруктового пюре. Это нужно не для насыщения грудничка, а для подготовки его к взрослой твердой пище, которая должна проходить постепенно. Если же вы хотите отложить начало прикорма еще ненадолго, то в этом нет ничего страшного, ведь в грудном молоке содержится достаточное количество необходимых витаминов и минералов.

Во время грудного кормления малютка может начать совершать новые действия, он может мять мамину грудь, выгибаться в странной позе и крутиться, стараясь одновременно и покушать, и разглядеть окружающий мир.

Если вы уже начали прикорм, то, скорее всего, уже попробовали каши, фруктовые пюре и даже мясное пюре. Следует напомнить, что детям до года нельзя давать каши, приготовленные на коровьем молоке, поэтому варите их на воде или делайте на основе молочной смеси. Что касается мяса, то лучше всего использовать диетическое мясо птицы, но пока не давайте малышу свинину, она слишком жирная, к тому же это не самое «чистое» мясо, в нем часто присутствуют паразиты.

В этот период не спешите дать больше разнообразной еды, закрепите результат с уже испробованными блюдами, просто постепенно увеличивайте дозу.

Физическое развитие

Морфологические показатели (рост, вес) быстро увеличиваются, при этом девочки развиваются гораздо быстрее.

Таблица. Антропометрические данные детей в возрасте один год девять месяцев

Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями в игровой форме. Костно-мышечная система включает в себя значительные участки хрящевой ткани, суставы и связки слабые и мягкие. Поэтому силовые упражнения (вис на руках, переносы тяжелых предметов) запрещены. При проведении упражнений из положения лежа на спине, следует смотреть за тем, чтобы ребенок лежал прямо

Важно соблюдение двигательного режима. Не рекомендуются игры и упражнения с длительной неподвижностью

Мальчики Девочки
Рост (см)
низкий – 80,4 низкий – 79,7
высокий – 88,4 высокий – 87,6
низкий – 10,6 низкий – 10,5
высокий – 13,6 высокий – 12,8

1.1. Моторное развитие

Большую часть времени малыши проводят в движении. Дети обожают бегать, прыгать, залезать и своим игрушкам желают придать движение. Они тащат, толкают любимые предметы везде за собой.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Учитывая, что детская сердечно – сосудистая система находится в стадии формирования, физкультуру следует проводить на воздухе или в проветренном помещении.

Моторные умения и навыки:

  • переступает небольшие препятствия высотой 10 см (палочки, веточки);
  • бегает в разных направлениях;
  • выполняет простые физические упражнения (наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания);
  • поднимается по лестнице самостоятельно;
  • спускается по лестнице с помощью взрослого;
  • поднимается по наклонной поверхности;
  • ходит по гимнастической скамейке, бордюру при помощи взрослого;
  • бросает в корзину мяч с расстояния 70 см;
  • старается поймать и удерживать мяч;
  • подпрыгивает на месте или с продвижением вперед;
  • осваивает подъем по лесенке – стремянке высотой 1 метр;
  • интересуется и участвует в подвижных играх;
  • обожает залезать в неизученные ранее места (подоконники, раковину, ванну, душевую кабинку, шкафы).

Для развития физических навыков и координации движений неплохо использовать толокар. При этом взрослый должен держать на контроле передвижения малыша в этой машине.

1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 1 год 9 месяцев

Умения, необходимые для самообслуживания, становятся осмысленными.

Бытовые навыки:

  • самостоятельно кушает, пользуясь ложкой, вилкой;
  • пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
  • пользуется зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
  • испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
  • причесывается;
  • просится и пользуется горшком;
  • принимает нужную позу для того, чтобы взрослому легче было его одеть и раздеть;
  • при раздевании снимает шапочку, носочки;
  • знает места хранения вещей, игрушек;
  • пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.

Что может знать и уметь ребенок в 1 год 8 месяцев

Продолжая начатую пару месяцев назад активную деятельность, Ваш ребёнок все настойчивее помогает в домашних хлопотах, что воспринимается им как собственная незаменимость и полезность. Придется смириться и обзавестись терпением, так как эта помощь зачастую отнимает немало времени.

В возрасте 1 год 8 месяцев дети не только пытаются изучить, а уже обладают закрепленными знаниями цветов, многие умеют различать цветовые гаммы и оттенки.

Без труда дети этого возраста определяют простые геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат.

Происходит и дальнейшее развитие понимания того, для чего функционально предназначены отдельные предметы. Так, если раньше в чашку складывались пуговицы, а горшок можно было одеть на голову вместо каски, теперь в двадцатимесячном возрасте ребенок четко понимает, что и как следует использовать. Он прекрасно знает место, где живет посуда, а где швабра для мытья полов.

Развитие речевого аппарата при достижении этого возраста – вещь сугубо индивидуальная, поэтому трудно сказать, что именно должен говорить малыш. Если в Вашей семье есть дети постарше, умение говорить приходит к ребенку гораздо быстрее. В любом случае, в возрасте 1 года 8 месяцев малыш уже вовсю разговаривает на своем кодированном языке, но продолжает пользоваться ограниченным словарным запасом. В среднем дети к этому возрасту начинают говорить до 15 слов.

Для развития речи больше читайте ребенку, а также учите простейшие стихии и поговорки.

Развитие речи ребенка в 1,5 года

Активный словарный запас в этом возрасте, как и в годик, значительно отстает от пассивного. Другими словами, понимает малыш на порядок больше слов, чем может сказать. Поэтому определять уровень речевого развития необходимо с учетом двух показателей.

Развитие ребенка в полтора года

Первый показатель – активный словарь малыша, то есть количество слов, которые он произносит. В среднем он составляет в 1,5 года 40 слов, минимальным считается словарик всего из 10-20 слов. Но бывают существенные отличия от этой условной нормы. Так, некоторые дети успешно продолжают стихотворные строчки, которые начинает взрослый, строят небольшие фразы из двух или даже трех слов, другие произносят всего несколько слов.

Второй показатель – пассивный словарь, то есть количество слов, значение которых малыш понимает. Специалисты утверждают, что он должен составлять у ребенка в возрасте полутора лет порядка 300 слов. Подсчитать их в реальности затруднительно, но все же можно попытаться прикинуть, насколько велик словарный запас малыша. Для этого ему нужно давать поручения: «покажи мишку, зайку», «подай мне погремушку», «возьми бутылочку», «принеси мне куклу, машинку», «выбрось бумажку в мусорное ведро» и так далее. Если ребенок выполняет поручения правильно, то он понимает, о чем идет речь, а значит, эти слова он знает и рано или поздно начнет их произносить.

Таким образом, если вы понимаете, что пассивный словарь ребенка достаточно велик, несмотря на то, что сам он произносит всего два – три слова, можете быть спокойны – в речевом развитии он не отстает, и наступит момент, когда активный словарик начнет крайне динамично увеличиваться.

Безопасность

Малыш в 19 месяцев очень активно ходит и бегает, поэтому возрастает риск получения травм. К тому же ребенок уже может ходить по лестнице и забираться в различные места. Он просто не может оценить, какая опасность может его поджидать, а значит, не может от нее обезопасится. Постоянно присматривайте за крохой и при надобности страхуйте от травм.

Будьте осторожны и в ванной комнате во время купания. Лучше повытаскивать все электроприборы из розеток. И не допускайте малыша с такими предметами к ванной. На кухне рекомендуют всю горячую посуду ставить ручками назад, чтобы карапуз не схватился за них. Ничего, что может ударить, поранить или разбиться, нельзя ставить на краю стола. Также ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка самим возле воды.

Занятия с малышом

Развивающие занятия с ребенком должны проводиться регулярно, так как в этом возрасте мозг малыша активно развивается, и ребенок готов получать и усваивать информацию.

Обязательно нужно читать ребенку книжки, и обязательно анализировать прочитанное и отвечать на вопросы

Очень полезно учить детские стихи, важно заинтересовать ребенка, поэтому читать стихи надо с паузами и эмоциями

Учить малыша цифрам конечно рано, но некоторыми математическими понятиями он конечно уже должен владеть – мало, много, большой, аленький и так далее. Можно научить ребенка считать до трех, а также дать понятие о простых геометрических фигурах.

С этого возраста можно учить ребенка лепить из пластилина, дать ему краски и карандаши. Лучше всего покупать раскраски с простыми рисунками, где все детали большие.

Для развития мелкой моторики можно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой – как вариант «Ладушки», «Сорока-белобока».

Ребенок к 1 году и 11 месяцам начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, родители должны учить ребенка правильно строить отношения, не ссорится, учиться играть вместе.

К этому возрасту ребенку будут интересны игрушки из следующих категорий:

  • развивающие – лото, мозаика, пазлы, краски,
  • обучающие – игрушечная посуда, лего, конструкторы с крупными деталями,
  • для активных игр – мячи, мини-кегельбаны, железные дороги, мини-баскетбол на липучке,

Кроме того, малыш будут с удовольствием играть с различными говорящими и музыкальными игрушками, мальчики в этом возрасте любят играть с машинками, наборами инструментов, девочкам придется по душе кукольный домик, гладильная доска, посудка, игрушечный медицинский набор.

Что умеет делать малыш


В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности. Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.

Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?

Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.

  • Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме — в том числе в виде бурного протеста.
  • Быть способным различать и называть цвета, формы.
  • Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости — приносить.
  • Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
  • Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.

В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Ходьба

Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!

ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами

Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.

Подвижные игры

Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».

Примерный режим дня

В полуторагодовалом возрасте очень важен режим дня, так как он дисциплинирует ребенка и готовит его к распорядку, соблюдаемому в детском саду. Основными составляющими являются сон, приёмы пищи, гигиенические процедуры, а также познавание окружающего мира и новых навыков.

В таблице ниже рассмотрен примерный режим дня для малыша в возрасте полутора лет:

Время Действия
8:00 Пробуждение
8:00-8:30 Переодевание, гигиенические процедуры (умывание тёплой водой, чистка зубов)
8:30-9:00 Завтрак
9:00-12:30 Период бодрствования: прогулка на свежем воздухе, активные игры, общение с родителями, развивающие занятия
12:30-13:00 Подготовка к обеду и обед
13:00-16:00 Подготовка ко сну, дневной отдых
16:00-16:30 Пробуждение, подготовка к полднику и полдничный приём пищи
16:30-19:15 Вечерний период бодрствования со спокойными играми и развивающими занятиями
19:15-19:45 Подготовка к ужину и непосредственно вечерний приём пищи
19:45-20:15 Общение с членами семьи в спокойной обстановке
20:15-20:45 Гигиена: купание (можно с водными спокойными играми), чистка зубов, надевание пижамы
20:45-21:00 Вечерний ритуал перед отходом ко сну
21:00-8:00 Ночной полноценный сон

Этот распорядок примерный. Режим дня должен быть индивидуальным, соответствующим физиологическим потребностям и особенностям конкретного ребёнка. Так, некоторые детки встают раньше, и в таком случае все пункты распорядка будут сдвигаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector