Спокойствие, только спокойствие, или агрессия у ребенка

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Коррекция агрессивности у детей

Коррекция требуется не только агрессору, но и жертве агрессии, а также свидетелям ситуации проявления агрессии. Стратегии и тактики должны меняться в зависимости от условий проявления агрессии и внешних факторов. Тактики коррекции представляют собой игровые задачи.

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

Агрессивных детей нужно учить гуманности по отношению к обиженному ими ребенку. Спросите, неужели ему не жалко того, кого он толкнул/ударил/обозвал. Дети, которые мало способны сопереживать, нужно учить резонансу с эмоциями людей (если ты не будешь обижать других, то кто тебя будет любить? все и тебя будут обижать).

Стратегия на осознание

Стратегия подразумевает, что ребенок, жертва и окружающие (которые видели/слышали конфликтную ситуацию) должны уразуметь отдаленные последствия случившегося. Агрессор-ребенок должен понять, почему он совершил тот или иной негативный поступок. Наведите его на размышление вопросами.

Обиженный малыш должен понять, почему именно агрессор проявил негатив к нему. Жертва также должна с помощью педагога (учитель, родитель и т. д.) осознать причины и особенности своего поведения. Спросите, какой сейчас ребенок: добрый, злой или нейтральный? Спросите его, как долго он помнит обиду, как быстро прощает и т. д.

Стратегия ориентации на состояние

Взрослый при помощи данной стратегии не дает оценке конфликтной ситуации, а пытается привлечь внимание к состоянию жертвы. Спросите ребенка, что он чувствует в данный момент

Спросите, действительно ли он не хочет ни с кем говорить. Малыш должен осознать свое состояние или состояние другого человека. Также нужно поговорить с проявившим агрессию ребенком: что он чувствует в данный момент, кому еще сейчас нехорошо?

Стратегия на переключение

Заключается в том, чтобы обидчика, жертву и свидетелей «переключить» на другое состояние. Ребенок-агрессор должен переключиться с агрессии на другое поведение. Жертва должна выйти из состояния притеснения в другое состояние.

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Инициаторы агрессии в этой возрастной группе чаще всего — группировки. Агрессия носит более организованный характер. Инструментальная агрессия сменяется враждебной. Взрослых они втягивают в свои конфликты в меньшей мере, чем дошкольники. Формируются группировки, из-за чего растет чувство защищенности детей, а также чувство безответственности. Например, обижая группой более слабого школьника, ребенок не осознает, что ответственность лежит на нем.

Для детей с коммуникативными нарушениями характерны так называемые фантазийные группы. Они не могут наладить отношения с реальными сверстниками, потому прибегают к придумыванию воображаемых друзей. Дети копируют поведение любимых героев мультиков и компьютерных игр, что часто приводит к агрессивному поведению, которое со стороны может казаться неадекватным.

Агрессивное поведение дошкольников

Дошкольники хотят получить авторитет среди тех групп, в которых они пребывают (детский сад, компания во дворе и пр.). В возрасте до 6-7 лет с коммуникацией у детей очень слабо, процессы торможения в психике недостаточно развиты. Они не имеют достаточно понятия моральных норм. Потому свой авторитет дошкольники могут завоевывать при помощи агрессивного поведения.

Агрессия характерна для детей такого возраста, которые растут в социально неблагоприятной обстановке, имеют органические поражения головного мозга, не имеют достаточно любви и внимания от родителей. Также агрессивное поведение типично для умственно отсталых детей до 6 лет. Некоторые приемы воспитания (навязывание агрессии как способа реализовать себя и доказать свою значимость) также оказывают влияние на формирование привычки агрессивно себя вести у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение дошкольников чаще всего имеет инструментальный характер. То, что они агрессивны, малыши осознают в слабой мере. Чем младше ребенок, тем проще он после вербальной агрессии переходит на физическую. Малыши часто вовлекают в конфликты взрослых. Взрослые же должны объяснить малышу, что проблему со сверстником он должен решить самостоятельно. Иначе ребенок никогда не научится сам решать конфликты, он будет искать решение в действиях других, более могущественных и влиятельных лиц.

Причины

Исследователи и психологи выделяют такие наиболее распространенные причины агрессивного поведения детей:

стремление достичь целей (получить результат)
желание получить внимание со стороны товарищей, одноклассников
месть и защита
желание лидировать
стремление подчеркнуть свою уникальность, показать свое превосходство, быть выше других через ущемление достоинства и чести другого человека

Формы агрессивного поведения ребенка:

  • враждебная деструктивность
  • недеструктивная агрессивность

Последняя является средством достижения каких-либо целей. Это способ действовать в условиях конкуренции, соперничества. Играет роль в развитии познания. Первая из названных форм диктуется злостью, желанием получить удовольствие от того, что другому человеку плохо. Такое поведение провоцирует конфликты, агрессивность становится неотъемлемой чертой личности, адаптивные возможности малыша снижаются.

Дети с ранних лет начинают понимать, что агрессия — это деструктивно. При правильном воспитании они понимают, что агрессией нужно управлять. Но у части детей ярость и гнев являются типичными реакциями. Генетически агрессивность спровоцирована Y-хромосомами. Такие случаи бывают среди мальчиков.

Психологические причины агрессивного поведения детей:

  • низкая способность к саморегуляции
  • низкий интеллект и недоразвитые навыки общения
  • невозможность построить нормальные отношения со сверстниками
  • заниженная оценка себя самого
  • неразвитость игровой деятельности

Агрессивное поведение дошкольников в основном характеризуется как реактивное или недеструктивное инструментальное. Чаще всего агрессию они «включают», чтобы достичь цели, защитить собственные интересы и предпочтения. Агрессия прекращается, как только они достигли желаемого, например, забрали игрушку у товарища по песочнице.

Эмоциональная нестабильность

Обучение

Мария Владимировна Осорина
18 октября–6 ноября 2021
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
42 800 руб.

Участвовать

Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.

В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).

Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:

  • постоянно теряет контроль над собой;
  • ругается и спорит с окружающими;
  • постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
  • винит остальных в своих ошибках;
  • часто сердится;
  • отказывается делать что-либо;
  • он мстителен и завистлив.

Причины детской агрессии

Нет простого объяснения, почему иногда ребенок очень агрессивный. Тем не менее, есть факторы, которые увеличивают вероятность агрессивного поведения. Их можно объединить в 4 ключевые причины – семейные, личные, внешние и характерологические.

  1. Семейные причины детской агрессии
  • равнодушие, холодность и неприятие со стороны родителей
  • чрезмерная или, наоборот, слишком мягкая дисциплина в семье
  • семейная нестабильность и частые конфликты между родителями
  • пренебрежение и отсутствие внимания к ребенку
  • злоупотребление родителями психоактивными веществами

Личные причины детской агрессии

  • плохое самочувствие и переутомление
  • задержка психического развития
  • внушенное ребенку чувство вины
  • отсутствие уверенности в личной безопасности

Внешние причины

  • проживание в неблагоприятных  и социально неблагополучных условиях
  • общение со сверстниками, которые ведут себя агрессивно
  • употребление некоторых продуктов питания (шоколад, газировка, чипсы)
  • чрезмерный просмотр телевизора
  • воздействия жары, тесноты и шума

Характерологические причины

  • особенности темперамента (холерик)
  • повышенная обидчивость, раздражительность
  • эмоциональная неустойчивость и сниженные способности контроля эмоций
  • акцентуации характера и псхопатии (эпилептоид, циклоид) 

Проявления детской агрессии

В разном возрасте детская агрессия проявляется по своему, но в не выраженных своих формах свидетельствует о переходных этапах развития.

  • до 1 года – проголодавшийся малыш кричит и сердится
  • в 1 год – разозлившийя ребенок может ударить мать
  • в 1,5 года –может кричать до исступления так, что родители не понимают, что с ним
  • в 2 года – может ударить по голове игрушечной лопаткой

При нормальном развитии ребенок перерастает указанные проявления  и к 3 годам у него появляется знание правил и понимание необходимости сдерживаться, хотя не исключаются словесные выпады и перепалки.

Также в разделе

Игромания: Пустые мечты о выигрыше Почему азартные игроки считают, что выиграют много? Нандо Пелучи, кандидат наук, говорит, что мы ставим на кон все, ради попытки сорвать джекпот.
«Еще одно…
Деперсонализация Деперсонализация (деперсонализационный синдром) — один из видов расстройств самосознания, определение и симптомы которого до сих пор являются спорными…
Особенности задержки психического развития Задержка психического развития (ЗПР) — патологическое состояние ребенка, при котором они имеют нарушения в поведении, эмоциональной сфере, воли,…
Синдром Туретта Что такое синдром Туретта?
Синдром Туретта – это неврологическое (мозговое) состояние, которое обычно начинается в детстве. Оно является причиной того, что…
Социофобия Социофобия — это психическое расстройство, фобия перед нахождением в социуме, перед необходимостью действовать, говорить среди людей и взаимодействовать с…
Искусственные расстройства Искусственные расстройства – это состояния, при которых человек действует так, как если бы у него были физическое или психическое заболевания, в то время как…
Идиотия Идиотия — самая тяжелая из степеней олигофрении (умственной отсталости), которая может быть как врожденной, так и приобретенной. Болезнь заключается в…
Панические атаки Паническая атака — приступ тревоги и страха, который сопровождается ускоренным биением сердца, головокружением, усложненным дыханием; возможны также боли в…
Олигофрения Олигофрения — группа различных по этиологии и патогенезу заболеваний, основным проявлением которых служит врожденное или приобретенное в первые 3 года жизни…
Панический страх Панический страх называется никтофобией. Это навязчивый страх, которые следует отличать от обычных, периодически возникающих страхов, присущих всем людям….

Формирование агрессии у детей

В первые 2 года жизни агрессия является способом привлечь внимание родителей и достичь целей (удовлетворение потребностей). Ребенок может бить конечностями, притягивать к себе ближайшие объекты и т

п. Это инструментальная агрессия. Чтобы не привить ребенку агрессивность как черту характера, нужно не допускать двух крайностей:

  • мгновенное удовлетворение запросов малыша
  • игнорирование его требований

В том или ином возрасте агрессивное поведение уже вызывает неодобрение мамы и папы, они начинают наказывать ребенка. У него формируется страх и тревога, комплекс вины, который потом помогает формировать совесть и осознавать моральные нормы. Это нужно для того, чтобы ребенок стал полноценным членом общества. Чтобы родители его не наказывали, ребенок пытается контролировать свои эмоции. Тревога зачастую включает как страх получить наказание, так и переживание, что он разозлит родителей и они перестанут его поддерживать.

Если ребенок агрессивный от рождения, внутренний контроль не будет развиваться в достаточной мере. Доминирует внешний контроль до самой смерти. То есть действия ребенка/подростка регулируются не его моралью, а он боится наказания (имеется в виду наказание не только родителями и учителями, но и обществом).

Внутренний контроль формируется с участием идентификации. Это желание поступать, как значимая личность. Маленькие дети с этой целью копируют поведение родителей. Маме и папе стоит помнить: в детях больше всего злят и раздражают те черты, которые скопированы с самих этих взрослых и им не нравятся. В таких ситуациях малыш копирует поведение одного из родителей, которое считает образцовым, и за это получает наказание (потому что это поведение родитель в себе не принимает и критикует).

Подростки пытаются доказать свою самостоятельность. Они копируют поведение своих авторитетов. Это могут быть герои фильмов, учителя, которые смогли завоевать уважение ребенка и пр. Агрессивный ребенок здесь противостоит родителям гораздо больше. Подростки начинают коммуницировать с чужими людьми намного больше, чем с самыми близкими. А необходимость получить помощь папы или мамы вызывает раздражение и злость.

Агрессия в 2 года

Словарный запас увеличивается. Ребенок осознает себя как отдельную личность и хочет понять, где его границы и возможности. Малыш многое понимает, но не хочет слушаться.

Читайте о кризисе 2 лет>>>

Важно! Агрессия в 2 года отражает неспособность ребенка справиться со своими эмоциями. Негативное поведение может быть направлено как на близких, так и на ровесников

Ребенок привык получать все сразу: проголодался — накормили, «наделал» в штанишки — переодели, заплакал — успокоили

Негативное поведение может быть направлено как на близких, так и на ровесников. Ребенок привык получать все сразу: проголодался — накормили, «наделал» в штанишки — переодели, заплакал — успокоили.

Малыш еще не способен понять, что чего-то делать нельзя. Вам нужно набраться терпения и учить ребенка ждать, делиться, обмениваться и всем тем навыкам, которые позволяют мирно существовать в обществе.

Кстати, вопросам общения между детьми и на улице посвящен отдельный интернет-курс Внимание, прогулка!>>>

Агрессивное поведение мальчиков и девочек: отличия

Агрессивное поведение мальчиков всегда более открытое. Контролировать свои негативные эмоции мальчики учатся позже девочек. К тому же, в обществе до сих пор доминирует представление, что агрессия не должна быть присуща девочкам. Потому с детства их учат не показывать свое недовольство и злость. Девочкам никогда не дают советов давать сдачу обидчикам, а мальчиков часто воспитывают именно так.

Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности. Потому можно сказать, что агрессивное поведение девочек более эффективно. У мальчиков слабый контроль агрессии, агрессивное поведение их генерализированно, может касаться всех окружающих людей подряд.

В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.

Какие дети растут агрессивными?

Среди мальчиков шанс вырасти агрессивным человеком высок у мальчиков, которые являются «кумирами семьи». Это мальчики, которые воспитывались мамой и бабушкой без папы. Типичный представитель этой группы — Лермонтов М. Ю., который вырос в окружении женщин. Его склонность к конфликтам прослеживается во всей биографии.

С большой вероятностью агрессивными вырастут мальчики, в семьях которых мать мягкая, а отец авторитарный и требовательный. Мальчик начинает ассоциировать себя с папой, пытаясь вступить в противостояние со всеми, в том числе и с папой. Если отец не сможет противостоять ребенку, тот вырастет авторитарной и агрессивной личностью.

Склонность к агрессивному поведению имеют девочки, которые расли в семье с уступчивым папой и авторитарной, агрессивной мамой. В таких случаях дети начинают идентифицировать себя с матерью. Также агрессивными рискуют вырасти девочки, которые самостоятельно пробивающиеся в жизни; которым родители не уделяют должного внимания, не воспитывают их. В таких случаях агрессия нужна им, чтобы выжить, это почти всегда инструментальный тип. Примером может служить Пеппи-Длиный Чулок.

Подростковая агрессия

— Могут ли оказывать влияние на проявление агрессии возрастные особенности?

— В подростковом возрасте идут мощные гормональные всплески, ребенок хочет себя реализовать как лидер

И если по каким-то причинам этого не происходит, у 12-летнего подростка возникает желание обидеть кого-либо и таким образом привлечь к себе внимание. Такая деформация нормального поведения означает одно — срабатывает защитный механизм

— Получается, что понятие «трудный подросток» можно рассматривать под разным углом зрения: кто для кого труден — он для общества или общество для него?

— Занимаясь изучением творческих способностей детей,

В моей практике был потрясающий случай по своей абсурдности: ребенка третьего класса посадили на таблетки, сказав, что он:

  • глуп
  • жесток
  • всех бьет и так далее.

Результаты тестов показали высокий уровень интеллекта и творческих способностей. И учитель попросил не говорить этого никому. Коллектив провоцирует агрессивное поведение одного из его членов.

В воспитании должен присутствовать здоровый авторитаризм

Еще один «стимул» агрессии — деление на:

  • богатых
  • и бедных.

Особенно ярко это проявляется в младших классах. Когда ребенок приходит:

  • с дорогим мобильным телефоном
  • в красивой одежде
  • с множеством современных аксессуаров

вот тогда и начинается: отнял, бросил, ударил. Так рождается своеобразный протест против неофициального неравенства.

— Может ли способствовать росту агрессии внутренняя политика страны? Например, в США, где не редки случаи вооруженного нападения на студентов колледжей, разрешена продажа оружия.

— В государстве должны работать сдерживающие факторы, но они не должны превращаться в тотальное давление, например, как было раньше — не примут в комсомол и так далее.

Демократия — это палка о двух концах. В плане семейной психологии демократические отношения необходимы, но ребенка до какого-то возраста нужно «пеленать», в воспитании должен присутствовать здоровый авторитаризм. В моей консультационной практике был поразительный случай, когда один папа демократического настроя никак не мог объяснить сыну, что он от него хотел.

Это же касается и средств массовой информации, которые оказывают сильное влияние на формирование мировоззрения молодого человека. В СМИ должна быть здоровая цензура.

— Как бороться с проявлением жестокости, как предупредить ее?

— В школы нужно приглашать специалистов, которые помогут найти выход отрицательной энергии, эмоциональной разгрузки детей.

Я вижу решение проблемы в:

  • организации психологических тренингов
  • организации психологических консультаций
  • популяризации психологической науки среди родителей, учителей и детей.

Большую роль в психологической разгрузке играет занятие спортом. Спорт:

  • тренирует характер
  • дает выход негативной энергии и эмоциям.

В определенной степени агрессия нужна для того, чтобы постоять за себя. И чтобы она не переросла за рамки разумной, чтобы гнев не стал слепой яростью, лучше уж пусть он превратиться в спортивную злость, достойный выход которой всегда будет найден.

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Главный детский психиатр: почему дети становятся психами

Куратор: Елена Андреева

Виды агрессии у детей

По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:

  • гетероагрессия
  • аутоагрессия

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:

  • реактивное
  • спонтанное

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

  • инструментальным
  • целевым

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

  • прямым
  • косвенным

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

  • экспрессивное
  • вербальное
  • физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

  • интонации
  • мимики
  • жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:

  • социализированная
  • несоциализированная

Социализированная

У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание

Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат

Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Особенности агрессивного поведения детей и подростков

Чаще всего агрессивное поведение детей и подростков направлено на самых близких людей. Страдают товарищи, одноклассники, родственники, воспитатели. Психологи причисляют такое поведение к феномену «самоотрицания». Агрессивные дети не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. Очень вероятно, что агрессивный ребенок растет в богатой семье и не имеет лишений.

Агрессивное поведение у детей и подростков может не иметь реального мотива. Подавлять агрессию у ребенка строго запрещается. Например, нельзя запрещать фантазии и игры, в которых есть жестокость. Ребенок начинает подавлять свои мысли о гневе и жестокости, откуда вытекает масса психологических проблем. Подавленная агрессия накапливается на бессознательном уровне. Однажды она все таки найдет выход, и это будет взрыв ярости, от которого могут пострадать даже ни в чем неповинные взрослые и дети. Родители часто просят ребенка вести себя спокойно не потому, что воспитывают его таким образом, а потому, что хотят покоя для себя. В таких случаях взрослые должны в этом признаться себе, а потом объяснить ребенку, почему именно он должен вести себя спокойно («мама должна отдохнуть после работы»). Не выдавайте заботу о себе за заботу о ребенке. Дети очень тонко чувствуют такой обман.

Если ребенок никогда не проявлял агрессии вследствие подавления такого поведения со стороны взрослых, он не научится находить грань между нормальным поведением в социуме и антисоциальными действиями. У них, так сказать, не будет хватить жизненной практики. Проявляя агрессию определенным поступком, ребенок потом чувствует страх за того, кого он обидел, и за себя (боязнь наказания со стороны взрослы и/или мести со стороны обиженного ребенка и его родителей). Кроме того, он получает наказания. И это последствия поступка влияют на его оценку необходимости проявлять агрессию в будущем. Так что это очень важный жизненный опыт.

Советы психологов родителям агрессивных детей

Малышу – особенно если речь идет о мальчике, или о ребенке вообще достаточно подвижном, активном, склонном легко возбуждаться, — нужно предоставлять как можно больше возможностей для «выплеска» энергии. Если он основную часть своего времени проводит, уткнувшись в телефон или планшет – не удивляйтесь, что спустя время он начинает вести себя не совсем адекватно и искать способы выразить агрессию.

Гораздо лучшим способом времяпровождения являются активные игры на свежем воздухе – игра в мяч, лазанье по деревьям, догонялки. Дома выручат спортивные комплексы и общие дела с родными — посильная помощь и чувство нужности вместо отрицательных эмоций вызовут самоуважение, а значит, помогут научить отвечать на поступки других людей и избежать многих конфликтов.

Отличным способом разнообразить досуг и эмоционально разрядиться для детей станет посещение спортивной секции. Дома также можно дать ребятам возможность проводить время активно: обустроить для них спортивный уголок, играть в бой подушками или устроить веселую борьбу, игру в «щекотки».

Любого дошкольника необходимо с самого раннего возраста постоянно учить понимать и принимать свои эмоции. Здесь основными «врагами» становятся фразы, которые почему-то широко распространены в нашем обществе, призывающие ребенка отказаться от проявления эмоций и во что бы то ни стало не демонстрировать своей злости или огорчения – даже если они вполне уместны, и вызваны сложившимися обстоятельствами.

Например, когда малышу делают прививку – ему на самом деле больно и страшно, он пытается сопротивляться, дергает маму — и его тут же начинают стыдить: «Как ты себя ведешь!», «Такой большой, а плачешь… Вот тебя сейчас милиционер заберет!», «А медсестра еще укол сделает, большой иголкой!».

Трудности «маски приличия»

Взрослые призывают ребенка постоянно сохранять этакую «маску приличности и удобства», и ни в коем случае не показывать своей злости или раздражения. Все это приводит к тому, что агрессия все равно проявится – в другом месте, в другое время, когда она будет совершенно неуместна.

И опять заботливые взрослые начнут стыдить с удвоенным энтузиазмом… Как вести себя правильно? Стоит просто помогать как девочке, так и мальчику понимать, что своих эмоций стесняться не стоит. Вместо того чтобы стыдить, озвучить то, что на самом деле сейчас происходит с ним и поддержать: «Тебе больно, поэтому ты плачешь, но нужно немного потерпеть, все пройдет и мы займемся твоим любимым…», «Ты злишься, потому что я не купила тебе игрушку – я понимаю, но сегодня купить ее не могу».

И навсегда вычеркнуть из своего словарного запаса фразы из серии «Мальчики не плачут» и «Хорошие девочки так себя не ведут», если не хотите обеспечить своему малышу эмоциональные проблемы в будущем.

Попробуйте начать с себя! Ребенок неосознанно копирует поведение наиболее близких ему людей. Поэтому следите за тем, как взрослые в семье привыкли выражать эмоции. Может ли мама объяснить, что она устала и поэтому выглядит грустной, — или будет пытаться всеми силами сохранить «хорошую мину при плохой игре», и в результате все закончится скандалом?

Может ли папа сказать о том, что он рассержен и злится из-за того, что поссорился с начальником – или отлупит сына за очередную двойку, чтобы выплеснуть свое негодование?

Спокойная атмосфера дома

Еще одним важным фактором в профилактике детской агрессии является спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ребенок должен получать достаточно тепла и уважения, чувствовать себя значимым и уверенным – в таком случае поводы для проявления враждебности у него будут сведены к минимуму.

Будет очень хорошо, если даже с таким маленьким ребятенком обсуждаются поступки других людей: детей и взрослых, которые наблюдаются на улице, в книгах. Все, что видит ребенок, оценивается им так или иначе, и в наших силах помочь выработать правильное отношение к различным ситуациям, выработать правильную линию поведения и навсегда избавиться неконтролируемой агрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector