Календарь кризисов ребенка до года

Как помочь крохе

Ростовые скачки у детей до года – это довольно тяжелые периоды, пережить которые маме и папе бывает тяжело. Представляем вашему вниманию несколько простых, но действенных советов, которые помогут справиться с эмоциями родителям и облегчить страдания грудничка. Вот некоторые из них:

  • Если нервы сдают, сделайте глубокий вдох и постарайтесь успокоиться. Сейчас придется собрать всю волю в кулак. Ни в коем случае нельзя показывать сыну или дочке, что вы раздражены и напуганы.
  • Будьте готовы к тому, что младенец будет требовать грудь каждые 20-30 минут. Поговорите с мужем, попросите помочь с домашними делами, объясните, что, возможно, ему придется самостоятельно приготовить ужин или закинуть вещи в стиральную машинку и прибраться в доме.
  • Постарайтесь успокоить карапуза любыми методами. Можно поиграть с ним, почитать сказку, спеть песенку, сделать массаж. Многие дети успокаиваются во время купания. Можно приготовить отвар успокаивающих трав, включить музыку с шумом леса, пением птиц и другими звуками природы.
  • Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, невзирая на погоду. Во время прогулки можно сменить привычный маршрут. Покажите малышу новые места, можно пообщаться с другими детками на детской площадке. Несмотря на трудный этап, можно отправиться на природу, посетить родственников. Это отвлечет кроху, поможет не некоторое время забыть о своем дискомфорте. Смена обстановки пойдет на пользу и папе с мамой.

Помните, что скачек роста – это временное состояние. Сегодня ваше чадо капризничает и не слазит с рук, а уже завтра разбудит вас веселым лепетом.

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.

Таблица скачков роста у грудничков

Кризисные периоды возникают у всех малышей. Они достаточно заметны и закономерны. Поэтому специалистам удалось создать календарь скачков роста у детей до года. Он наглядно показывает, в какие недели возникает резкое развитие ребенка.

Таблица скачков роста у младенцев:

Возраст, в неделях Характеристика Возраст, в неделях Характеристика Возраст, в неделях Характеристика
1 спокойный период 17 пик кризиса 33 спокойное время
2 18 отступающий кризис 34 наступающий кризис
3 19 35
4 20 спокойная неделя 36 пик кризиса
5 тяжелый кризис 21 благоприятный период для закрепления новых навыков 37 кризис отступает
6 хороший период для малыша 22 обычное время 38 развитие в обычном темпе
7 спокойная неделя 23 наступающий кризис 39 благоприятное время для становления малыша
8 пик кризиса 24 40 развитие в обычном темпе
9 кризис отступает 25 41
10 благоприятный период для младенца, освоения новых навыков и умений 26 пик кризиса 42 идущий кризис
11 обычное время 27 развитие в обычном темпе 43
12 тяжелый кризис 28 44 кризис
13 хороший период 29 45 кризис отступает
14 спокойная неделя 30 46
15 наступающий кризис 31 хорошее время для младенца 47 спокойные недели
16 32 спокойная неделя 48

На пятой неделе изменяется мир ощущений малыша. У него ускоряется обмен веществ, стремительно развиваются внутренние органы. Это приводит к тому, что у ребенка пропадают те проблемы с пищеварением, которые были у него раньше.

В это время начинают появляться слезы. Малыш становится более активным. Его органы чувств совершенствуются. Это позволяет более полно познавать окружающий мир.

Только появившийся на свет малыш мог видеть объекты на расстоянии 20 см. На пятой неделе зрение улучшается: ребенок обретает способность фокусироваться, видит предметы, расположенные дальше 20 см. Это новый опыт для ребенка.

В двухмесячном возрасте случается второй скачок роста. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира. Малыш обнаруживает, что у него есть руки, что он может владеть лицевыми мускулами, фиксировать движения головой, конечностями и туловищем. В этот период пропадают многие врожденные рефлексы. Вместо них появляются осознанные движения.

Третий пик кризиса приходится на двенадцатую неделю жизни. Малыш начинает понимать, что может владеть собственным телом: конечностями, головой, глазами, голосовыми связками. Ребенок учится переходить из одного положения в другое. Его движения становятся более плавными.

На семнадцатой неделе малыш сталкивается с очередным скачком роста. В этот период появляется способность лучше осознавать окружающий мир, выполнять последовательно целый ряд движений.

Например, ребенок понимает, что для того, чтобы изучить интересующую его игрушку, нужно дотянуться до нее и сжать рукой, повернуть, осмотреть со всех сторон, потрясти, засунуть в рот. Малыш начинает издавать более сложные звуки. Многие дети пытаются ползать. Этот период кризиса длится около 5 недель.

Последующие скачки роста также будут уже более продолжительными. Это объясняется тем, что у ребенка повышается интеллектуальный уровень и дальнейшее развитие становится более сильным. Очередной кризисный период наступает на 26-ой неделе жизни. В это время малыш начинает пытаться овладевать множеством новых умений.

Он становится более активным и ловким. У него лучше получается координировать движения конечностями. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между вещами, расстояние между двумя предметами.

Он осознает, что мать способна уйти в другую комнату, а он за ней последовать не сможет. Это вызывает сильный страх, панику. На 36-ой неделе жизни происходит новый скачок развития.

В этот период малыш начинает подходить к изучению мира более методично. Например, он может поднимать крошки с пола и внимательно их рассматривать или проверять, как стекает яблочное пюре с пальцев. Подобные исследования позволяют грудничку категоризировать окружающий мир.

Очередной кризисный период припадает на 44-ую неделю жизни. В это время грудные дети начинают пытаться складывать на место разбросанные игрушки, конструировать. Ребенок понимает, что для того, чтобы достичь определенной цели, нужно выполнить ряд последовательных действий. У малыша получается собирать пирамидку, складывать кубики.

Родителям важно заранее готовиться к кризису. Поэтому полезно знать календарь скачков роста. Но надо помнить, что каждый ребенок индивидуален

Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную.

На время наступления скачка роста влияют такие факторы:

  • приобретенные и врожденные болезни;
  • крепость иммунитета;
  • особенности питания;
  • занятия родителей с ребенком.

Развитие ребенка в 3 месяца и как ему помочь освоить новые возможности

Первое, что нужно делать чтобы малыш освоил мир плавных переходов — как можно больше с ним разговаривать, повторять звуки которые он произносит и, возможно, начинать учить первым словам

Речевое взаимодействие со взрослыми в этом возрасте невероятно важно. 
Если ребенок пытается завести с вами разговор — непременно ему ответьте, не оставляйте инициативу без внимания. Некоторые мамы считают, что живое общение можно заменить просмотром радио, телевизора или прослушиванием аудиокниг

На самом деле это ошибочное мнение, ведь со стороны гаджетов, какими бы они не были модными и современными, нет ответной реакции.

После скачка 12-й недели ребенок начинает не только плакать, но и визжать — от радости, привлекая к себе внимание или по другим причинам. Такие проявления также нельзя оставлять незамеченными — ведь иначе малыш не поймет, что его голос привлекает внимание окружающих и вызывает ответные реакции.. Первое, чему нужно учить ребенка в этой сфере — брать предметы

Здесь непременно следует учесть, что малыш пока еще не умеет оценивать расстояния и его нужно мотивировать, располагая интересные вещи на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться. 
Кроме того, в это время он начинает понимать, что поверхности могут отличаться друг от друга с тактильной точки зрения. Старайтесь давать потрогать ему игрушки из разных материалов и непременно описываете что, малыш ощущает прикасаясь к ним словами. 

Первое, чему нужно учить ребенка в этой сфере — брать предметы. Здесь непременно следует учесть, что малыш пока еще не умеет оценивать расстояния и его нужно мотивировать, располагая интересные вещи на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться. 
Кроме того, в это время он начинает понимать, что поверхности могут отличаться друг от друга с тактильной точки зрения. Старайтесь давать потрогать ему игрушки из разных материалов и непременно описываете что, малыш ощущает прикасаясь к ним словами. 

Развитие самовосприятия

На этом этапе развития малыш изучает лицо и движения собеседника. Медленно водите перед ним руками из одной стороны в другую, постепенно он будет пытаться повторить Ваши действия. 
Совершив скачок плавных переходов, малыш начинает более активно двигаться

Поэтому важно чтобы он хоть какое-то время проводил голышом — так проще освоить новое

После скачка 12-ти недель с малышом можно начинать играть. Однако делать это нужно не только медленно и спокойно, но и недолго, чтобы ребенок не успевал утомиться. Среди развлечений могут быть:

  • самолет, когда взрослый поднимает ребенка, имитирует полет и потом плавно приземляет;
  • горка, когда ребенок плавно съезжает по вашему телу, играть в эту игру удобно на кровати или в ванной;
  • маятник — игра, заключающаяся в том чтобы посадить малыша на колени и качать его из стороны в сторону. 

Возможны и другие игры. Главное чтобы движения совершаемые во время развлечений были не резкими и плавными. 
Что касается игрушек, то арсенал их можно пополнить неваляшкой, колокольчиками с мелодичным звучанием, качалкой, маятником, фактурными мягкими игрушками из разных материалов и погремушками.

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Умения ребенка в 7 месяцев

  • сидеть. Кроха поднимается самостоятельно или при помощи взрослых, уверенно удерживает свое тело и ворочает головой по сторонам, может действовать обеими руками;
  • ползать. Малыш может передвигаться по-пластунски, или подняв живот, двигаться вперед, назад или по кругу;
  • играть. Действия с игрушками целенаправленные, уверенные. Получая новый предмет, карапуз выполняет с ним все известные ему способы изучения;
  • пользоваться пальчиками. Постепенно совершенствуется мелкая моторика рук, карапуз при захвате небольших предметов использует не ладонь, а пальцы;
  • тянуться за игрушкой, лежа на животе. Кроха без труда отрывает одну их рук, на которые упирается и тянется за интересующим его предметом;
  • вставать в кроватке. Некоторые дети освоили навык подъема в кроватке или манеже. Одни поднимаются на колени, другие – во весь рост;
  • шагать в вертикальном положении при поддержке родителей. Если карапуза поднять за подмышки или руки вверх, почувствовав опору, он начнет переставлять ноги;
  • сортировать игрушки, вкладывать маленькие предметы в большие. Этот навык появляется у детей, которым ранее было показано, как это делать;
  • держать бутылочку или поильник. Все четче просматривается желание выполнять многие действия самостоятельно;
  • найти знакомый предмет и указать на него пальчиком.

Скачки развития ребенка после года

65 неделя — мир принципов

В 14-15 месяцев малыш учится думать о разных способах достижения своих целей и о последствиях его решений. Для получения желаемого он начинает повторять за другими, капризничать и ныть. Вы можете заметить, что кроха иногда становится агрессивным, когда пробует уговорить взрослых делать то, что ему нужно. 

Признаки скачка роста будут аналогичными, как и в прошлый раз:

  • Частая смена настроения, истерики
  • Ребенка тяжело переключить с негативных эмоций
  • Ревность к маме, не отпускает ее
  • Переменчивый аппетит
  • Тревожный сон

Сон 

В этот период сон может пострадать из-за появления проблем с дисциплиной. Ребенок пробует вести себя в отношении сна так, чтобы получить желаемое:  «Я хочу бодрствовать дольше — буду протестовать во время укладывания»,  «Хочу, чтобы мама была ночью рядом, — стану кричать, выбираться из кроватки или плакать.»

Обратите внимание: как только малыш увидит, что взрослые подкрепляют такое поведение, оно войдет у него в привычку. Поэтому ваша цель сейчас —  установить четкие правила в отношении сна

75 неделя —  мир систем

Во время этого скачка роста, который происходит около 17 месяцев, ваш ребенок усваивает такое понятие, как «система». Например, что его семья отличается от семьи друга, его машинки не такие, как у другого мальчика на площадке. Малыш начинает понимать различия, ему интересно изучать все вокруг.

Также он учится понимать, что он сам выбирает, как себя вести: помогать, быть терпеливым, честным, заботиться о ком-то или наоборот. С этого возраста у ребенка начинают закладываться ценности и нормы поведения.

К концу скачка вы заметите, что ребенок стал более спокойным, уверенным, начал больше играть самостоятельно и легче отпускать вас. Он осознает, что мама всегда вернется, когда уходит.

Сон

То, что ребенок привыкнет ожидать от моментов сна в этом возрасте, будет влиять на то, как он будет относиться к отдыху в будущем. В этом возрасте он проверяет границы дозволенного. И в первую очередь, в отношении сна

Поэтому сейчас важно оставаться последовательными в своих действиях и показывать ребенку, что можно и что нельзя. Пока что он сам еще не имеет об этом представления. Это задача родителей

Это задача родителей.

Какой из скачков роста переживает ваш малыш сейчас? С каким трудностями столкнулись?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 8

Календарь скачков развития у детей до года

Скачки роста, переживаемые грудничком на первом году жизни, можно оформить в единую таблицу – календарь:

Неделя жизни ребенка Предполагаемое поведение грудничка в этот период
1 – 4 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
5 1-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
6 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
7 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
8 – 9 2-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
10 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
11 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
12 3-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
13 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
14 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
15 – 19 4-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
20 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
21 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
22 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
23 – 26 Пятый скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
27 – 30 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
31 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
32 – 33 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
34 – 37 6-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
38 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
39 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
40 – 41 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
42 – 46 7-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
47 – 48 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
49 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
50 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
51 – 55 8-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.

При оценке таблицы важно понимать, что периоды скачков развития не подразумевают постоянного нахождение грудничка в стрессовом состоянии. В указанный возрастной промежуток ребенок наиболее склонен к эмоциональным всплескам и зависим от окружающих обстоятельства. Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом

Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.

Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок

Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.

Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя

Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.

Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Психоэмоциональное развитие малышей

Замечали ли вы, что в некоторые периоды ваш карапуз становится более капризным и требует больше внимания. Происходит это в связи с тем, что психологическое развитие детей не всегда тесно взаимосвязано с физиологическим ростом. Ребенок попросту не понимает, что с ним происходит, не может контролировать свои эмоции, поэтому выражает их в форме плача и истерик. Кроме этого, он может отказываться от еды или постоянно требовать грудь, «висеть» на руках, плохо спать. Мамочка переживает, нервничает, не заболел ли ее малыш, а может у него режутся зубки или болит животик? На самом же деле, речь вполне может идти о так называемом скачке роста.

Капризы объясняются физиологическим дискомфортом у младенцев, ведь сейчас они испытывают неприятные ощущения, которые возникают из-за растяжения сосудов и мышечной ткани. Значительных энергетических затрат требует и развитие нервной системы.

Таблица роста и веса ребенка до года по данным ВОЗ

Если ваш ребенок находится на грудном вскармливании, ознакомьтесь со следующей таблицей роста и веса, разработанной ВОЗ в 2006 г.

Показатели веса ребенка, выше или ниже табличных до 12-14%, следует расценивать как нормальные. При больших отклонениях веса стоит проконсультироваться с врачом для возможной коррекции питания. Рост ребенка – менее «гибкий» параметр, при отклонениях его значения свыше 10% от табличных есть смысл посоветоваться с врачом.

Согласно данным ВОЗ, основанным на изучении развития грудных детей, матери которых не курили во время беременности и грудного вскармливания, в большинстве случаев ребенок больше всего прибывает в весе в первые 2-3 месяца, порой даже до 2 кг за месяц. Минимальная прибавка в этот период составляют 460 г в месяц. В 4-6 месяцев груднички начинают активно познавать мир, переворачиваясь и пытаясь ползать, и прибавки в весе уменьшаются до 400-600 г/месяц. В 6-9 месяцев (когда большинство детей умеют перемещаться в пространстве с помощью ползания) малыш прибавляет в месяц еще меньше — 300-500 г, а после 9, когда дети учатся ходить, нормальным считается прибавлять в весе по 100-300 г/месяц.

Если все-таки вас одолевают сомнения касательно физического развития малыша, помните – важно обращать внимание не на соответствие каждого параметра «нормальным» цифрам, а именно на соотношение роста и веса. Если у малыша хороший аппетит, регулярный стул и моча светлого цвета, ребенок энергичен и его психомоторное развитие в норме – проблемы, скорее всего, нет

Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.

Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка.

Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.

Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.

Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.

Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.

Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.

Для беспомощных малышей вес и рост – жизненно важные показатели, особенно в возрасте до 12 месяцев. Именно тогда закладываются основы развития организма, здоровье на многие годы вперед, и любое отклонение +/- служит поводом для беспокойства. Самостоятельно контролировать ситуацию, следить, сколько набирает новорожденный (таблица с приростом массы тела дана далее), помогут точные медицинские весы – профильные, в которых учтены все нюансы физиологии ребенка от нескольких недель и выше.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;

головокружения, головные боли;

слабая концентрация, рассеянное внимание;

учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;

одышка;

обморочные состояния;

быстрая утомляемость;

повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений

Правильный уход за ребёнком и питание: что нужно знать

Основные правила ухода остаются прежними. В этом возрасте утро малыша начинается с любящей мамы и завтрака. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят по требованию. Дети, получающие смесь, питаются примерно 7 раз в сутки, размер порции рассчитывается. Мама может заметить, что объём грудного молока снизился, и у неё начался лактационный криз. Не стоит сразу хвататься за бутылочку и давать её кричащему ребёнку, так как криз длится недолго. А малыши, которых начинают докармливать из бутылочки, могут отказаться от груди совсем. Ведь получить питание с помощью соски намного проще, чем добывать его из груди. Ещё один минус докорма: ребёнка прикладывают ненадолго, потом он получает смесь, а у женщины вырабатывается столько молока, сколько сосёт ребёнок. То есть когда ребёнок будет стараться высасывать даже капельки, поступит сигнал, что молока не хватает, и организм женщины начнёт вырабатывать его в большем количестве. Если мама намерена сохранить грудное вскармливание, нужно набраться терпения, и применять некоторые правила в этот период:

  • рацион должен быть сбалансированным;
  • есть необходимо не менее 5 раз в день;
  • пить побольше жидкости;
  • спать 7–9 часов в сутки;
  • не волноваться;
  • обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.

Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу

После завтрака начинаются гигиенические процедуры: смена подгузника, подмывание, умывание, протирание. Не следует подмывать ребёнка часто и с усердием, это может привести к неблагоприятным последствиям. Детское мыло или средство для мытья употреблять нужно не более 1 раза в день при сильном загрязнении. Подмывать необходимо под проточной водой. Девочку мыть спереди назад, не затрагивая малые половые губы (при загрязнении можно протирать их стерильным маслом); мальчика в любом направлении, не отодвигая крайнюю плоть. Подгузник желательно сразу не одевать, а оставить малыша проветриться на 15–20 минут или более. Для профилактики опрелостей можно промазывать кожу и складочки специальным кремом. Все средства должны соответствовать возрасту грудничка.

Пока ребёнок принимает воздушную ванну, его можно умыть:

  • личико умывают чистой водой;
  • глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
  • носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных жгутиков;

  • ушки чистят при необходимости тем же способом, как и носик;
  • складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные, сжатые кулачки) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы, затем промокают.

В этом возрасте ещё сложно организовать удобный режим дня, но какие-то основные моменты соблюдать можно, что облегчит родительские заботы в будущем и благотворно скажется на ребёнке. Дети-искусственники едят в определённое время, дневной сон лучше совместить с прогулкой, а укладываться спать на ночь необходимо в одно и то же время. Длительность прогулки зависит от настроения родителя и погоды. Дышать свежим воздухом детям рекомендуется не менее 3 часов в день. В холодное время года на прогулку грудничка одевают так же как и себя, добавив ещё один слой (ползунок или кофточку).

Перед последним кормлением малыша обычно купают. Средства для купания ребёнка используют не чаще 1 раза в неделю. Температура воды около 36 градусов. При опрелостях в ванночку можно добавить отвар календулы, череды или ромашки.

Какие изменения произойдут в этот период?

Этот скачок роста принесет малышу новые знания о своем теле. На данном этапе развития ребенок учится владеть им ещё больше, его движения совершенствуются и становятся более плавными. Малыш осознанно тянется за игрушкой, управляет своими ногами, сгибая и выпрямляя их.

Это достижение следующего скачка. В период третьего скачка роста малыш может совершить только одно движение в каком-то одном направлении. Для следующего понадобится короткая пауза. Теперь у ребенка лучше получается контролировать свой голос — от тихих звуков он плавно переходит к громким и обратно. Улучшаются зрительные возможности малыша. На этом этапе он может рассматривать комнату целиком и следить одними глазами за двигающимися предметами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector