Нозологии детских психических расстройств

Содержание:

Классификация нарушений развития ребенка (дизонтогенез)

В основе классификации – нарушение синхронности и порядка формирования психических функций (по Сухаревой Г.Е.).

  1. Недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное развитие (при сопутствующих болезнях внутренних органов – астения, при психологических травмах – парциальные, т.е. частичные задержки в развитии).
  3. Поврежденное развитие (деменция).
  4. Дефицитарное развитие (при недостаточности сенсорных систем – глухота, слепота).
  5. Искаженное развитие (аутизм).
  6. Дисгармоническое развитие (психопатии).

При наличии ранней детской шизофрении (РДШ) говорят о шизофреническом дизонтогенезе (Юрьева О.П., 1971).

Недоразвитие характеризуется в первую очередь умственной отсталостью без выраженных эмоциональных нарушений, нарушений социального взаимодействия. Задержанное развитие часто выражается в нарушении формирования речи при сохранном невербальном интеллекте и может отягощаться педагогической запущенностью.

При аутизме уровень общего интеллекта может быть разный, но его структура искажена — высокий вербальный интеллект в сочетании с низким невербальным или эмоциональным интеллектом

Поэтому для постановки диагноза важно исследовать интеллект ребенка.. Нарушенное развитие влечет за собой отклонения в формировании высших психических функций (памяти, внимания, мышления и интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, восприятия и личностных особенностей)

Степень каждого из нарушений может варьировать в зависимости от тяжести исходного поражения нервной системы.

Нарушенное развитие влечет за собой отклонения в формировании высших психических функций (памяти, внимания, мышления и интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, восприятия и личностных особенностей). Степень каждого из нарушений может варьировать в зависимости от тяжести исходного поражения нервной системы.

Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его корректировать. Ранняя диагностика поражений нервной системы возможна еще в перинатальном периоде, то есть до рождения ребенка. Иногда искажения развития становятся заметны только после рождения.

Любые отклонения, даже ускорение развития, должны насторожить родителя. Это повод обратиться к детскому неврологу, психологу, логопеду или психоневрологу.

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач

Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи

Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Источники

  • Cooper A., Sisco K., Backes CH., Dutro M., Seabrook R., Santoro SL., Cua CL. Usefulness of Postnatal Echocardiography in Patients with Down Syndrome with Normal Fetal Echocardiograms. // Pediatr Cardiol — 2019 — Vol40 — N8 — p.1716-1721; PMID:31541264
  • Piché J., Van Vliet PP., Pucéat M., Andelfinger G. The expanding phenotypes of cohesinopathies: one ring to rule them all! // Cell Cycle — 2019 — Vol18 — N21 — p.2828-2848; PMID:31516082
  • Ieda D., Hori I., Nakamura Y., Ohshita H., Negishi Y., Shinohara T., Hattori A., Kato T., Inukai S., Kitamura K., Kawai T., Ohara O., Kunishima S., Saitoh S. A novel truncating mutation in FLNA causes periventricular nodular heterotopia, Ehlers-Danlos-like collagenopathy and macrothrombocytopenia. // Brain Dev — 2018 — Vol40 — N6 — p.489-492; PMID:29449050
  • Singh T., Walters JTR., Johnstone M., Curtis D., Suvisaari J., Torniainen M., Rees E., Iyegbe C., Blackwood D., McIntosh AM., Kirov G., Geschwind D., Murray RM., Di Forti M., Bramon E., Gandal M., Hultman CM., Sklar P., Palotie A., Sullivan PF., O’Donovan MC., Owen MJ., Barrett JC. The contribution of rare variants to risk of schizophrenia in individuals with and without intellectual disability. // Nat Genet — 2017 — Vol49 — N8 — p.1167-1173; PMID:28650482
  • Stern D., Cho MT., Chikarmane R., Willaert R., Retterer K., Kendall F., Deardorff M., Hopkins S., Bedoukian E., Slavotinek A., Schrier Vergano S., Spangler B., McDonald M., McConkie-Rosell A., Burton BK., Kim KH., Oundjian N., Kronn D., Chandy N., Baskin B., Guillen Sacoto MJ., Wentzensen IM., McLaughlin HM., McKnight D., Chung WK. Association of the missense variant p.Arg203Trp in PACS1 as a cause of intellectual disability and seizures. // Clin Genet — 2017 — Vol92 — N2 — p.221-223; PMID:28111752
  • Morsy MM., Algrigri OO., Salem SS., Abosedera MM., Abutaleb AR., Al-Harbi KM., Al-Mozainy IS., Alnajjar AA., Habeb AM., Abo-Haded HM. The spectrum of congenital heart diseases in down syndrome. A retrospective study from Northwest Saudi Arabia. // Saudi Med J — 2016 — Vol37 — N7 — p.767-72; PMID:27381537
  • Layangool T., Sangtawesin C., Kirawittaya T., Prompan W., Prachasilchai P., Pechdamrongsakul A. Survival analysis of Down syndrome with congenital heart disease: a 5-years registry at QSNICH. // J Med Assoc Thai — 2014 — Vol97 Suppl 6 — NNULL — p.S108-14; PMID:25391181
  • Hadipour F., Shafeghati Y., Bagherizadeh E., Behjati F., Hadipour Z. Fraccaro syndrome: report of two Iranian cases: an infant and an adult in a family. // Acta Med Iran — 2013 — Vol51 — N12 — p.907-9; PMID:24442548
  • Lee JC., Shin J., Baek KH. Trisomy of the Dscr1 gene suppresses early progression of pancreatic intraepithelial neoplasia driven by oncogenic Kras. // Biochem Biophys Res Commun — 2013 — Vol440 — N1 — p.50-5; PMID:24041692
  • Hei MY., Chen J., Wu LQ., Yu B., Tan YJ., Zhao LL. . // Zhonghua Er Ke Za Zhi — 2012 — Vol50 — N8 — p.606-11; PMID:23158739

Причины возникновения

Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.

  • Синдром психического инфантилизма
  • Церебрастенический синдром
  • Гипердинамический синдром
  • Психоорганический синдром

Причины ЗПР выделяют следующие:

  1. Биологические:
    • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
    • недоношенность;
    • асфиксия и травмы при родах;
    • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
    • генетическая обусловленность.
  2. Социальные:
    • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
    • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка развития

Помните, что дети
развиваются с разной скоростью. Однако, если вы считаете, что у вашего ребенка
задержка развития, поговорите с врачом.

Если у вашего
ребенка школьного возраста диагностирована задержка развития, вы можете иметь
право на специальные услуги. Они будут варьироваться в зависимости от потребностей и местоположения.

Лечение задержки
развития зависит конкретно от задержки. Некоторые методы лечения включают
физиотерапию для помощи при задержках двигательных навыков, а также
поведенческую и образовательную терапию для помощи при РАС и других задержках.

В некоторых
случаях могут быть выписаны лекарства. Оценка и диагностика педиатра крайне важны
для разработки плана лечения специально для вашего ребенка.

План действий

В большинстве случаев перинатальные поражения проходят для ребенка бесследно или почти бесследно, но только если лечение начато без промедлений. По статистике, в 30−40% случаев общими усилиями врачей и родителей здоровье малыша удается восстановить, так что в будущем он ничем не будет отличаться от сверстников.

«Но есть еще исходы „относительно благоприятные“, — продолжает Владимир Студеникин. — Еще недавно при таком повороте врачи пользовались термином „минимальная мозговая дисфункция“, но в последнем международном реестре болезней он уже не фигурирует. Врачи исправляют нарушения, но не до конца: у таких детей могут возникнуть трудности с поведением и небольшие проблемы с моторикой — они ходят, но нетвердо, предметы берут, но неловко, говорят, но нечисто».

Если врачи обнаружили у малыша задержку в развитии, важно не упустить время. «Лечить перинатальные поражения нервной системы нужно обязательно, — говорит Владимир Студеникин. — Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов

В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и ноотропы — лекарства, питающие клетки мозга»

«Лечить перинатальные поражения нервной системы нужно обязательно, — говорит Владимир Студеникин. — Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов. В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и ноотропы — лекарства, питающие клетки мозга».

К реабилитационным центрам и занятиям с психологами нужно относиться осторожно. «До 2,5 года дети не способны общаться с себе подобными, − предупреждает Владимир Студеникин. — Стресс, который они испытывают на занятиях, может вызвать тики, недержание мочи, заикание

Кстати, то же самое происходит в модных сегодня развивающих центрах для здоровых малышей»

«До 2,5 года дети не способны общаться с себе подобными, − предупреждает Владимир Студеникин. — Стресс, который они испытывают на занятиях, может вызвать тики, недержание мочи, заикание. Кстати, то же самое происходит в модных сегодня развивающих центрах для здоровых малышей».

В серьезные реабилитационные учреждения детей берут с 2−3 лет. Специальные программы по восстановлению ведут педагоги-дефектологи и психологи. До 2−3 лет корректировать задержки в развитии будут невролог, ортопед и логопед.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия)

Различные нарушения пищевого поведения стали очень распространены в последнее время. Чаще всего данными видами расстройств страдают девочки-подростки, девушки и молодые женщины. Опасность данных патологий заключается в том, что любые нарушения питания приводят к возникновению серьезных проблем с физическим здоровьем, вплоть до летального исхода.

Нервная анорексия развивается у детей, имеющих искаженное восприятие  собственного тела. К развитию подобных психических отклонений может привести эмоциональное насилие над ребенком в раннем возрасте, Булимия характеризуется приступами компульсивного переедания, которые сменяются периодами сожаления. Больной пытается искусственно вызвать рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Нервная булимия  и анорексия чаще всего развивается в подростковом  возрасте. Это связано с тем, что в этом возрасте часто возникают переживания по поводу внешнего вида и лишнего веса. В основе лечения пищевых расстройств лежит психотерапия, направленная на изменение восприятия больным собственного тела и поднятие самооценки.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Задержка речевого развития

В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.

Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.

Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:

  • отсутствие указательного жеста после полутора лет;
  • неумение показать предметы по просьбе родителей;
  • использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
  • отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
  • скудный словарный запас;
  • механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
  • невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
  • отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.

Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.

Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом

Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.

Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:

  • патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
  • родовые травмы;
  • неврологические заболевания;
  • врожденные патологии центральной нервной системы;
  • аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
  • генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
  • тяжелые психологические травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушения слуха.

Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства

Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.

Куда обращаться при задержке речевого развития

В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.

Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.

Когда нужны занятия с логопедом

В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.

Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.

Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки –р или –ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.

Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.

Также в разделе

Дискалькулия Дискалькулия – специфическое нарушение возможности обучения счету, которое выявляется в дошкольном или уже в школьном возрасте. Ее причина в том, что у…
Расстройство расщепления личности (Синдром множественной личности) Расстройство расщепления личности (ранее известное как синдром множественной личности) достаточно часто встречающееся нарушение, возникающее в результате…
Нарушение сознания Нарушение сознания — состояние человека, при котором появляются такие признаки как расстройство восприятия объектов, нарушение рационального познания,…
Психические заболевания Психические заболевания – это нарушения функций головного мозга. Распознавание и лечение подобных заболеваний составляет область интересов психиатрии. Но…
Ангедония Из-за того, что в данное время активно изучаются центры удовольствия и стресса, все чаще используется такой термин как «ангедония». По определению…
Алекситимия Алекситимия — психосоматическое расстройство, при котором человек не может выражать чувства словами. Не стоит относить алекситимию к психической патологии,…
Психопатия Психопатия — патология, при которой проявляется дисгармонический склад личности, при которой у человека нарушена адаптация, отмечается тотальность и…
Дебильность Дебильность — легкая форма умственной отсталости, при которой человек практически не способен абстрактно мыслить и обобщать информацию, но при этом…
Галлюциноз Галлюциноз — металкогольный психоз, который встречается чуть реже, чем делирий; имеет связь с хроническим употреблением спиртных напитков. Средний возраст…
Расстройство стереотипных движений Расстройство стереотипных движений – это состояние, при котором человек делает повторяющиеся, часто ритмические, но бесцельные движения. В некоторых случаях…

Задержка речевого развития у детей

Проблемы с речью у детей — очень распространённое явление. Речь является словесным выражением мыслей с помощью слов. Язык — более широкое понятие, включающее систему символов для передачи и получения информации. Сюда входит и общение с помощью языка жестов.  

Возможные причины задержки речевого развития ребенка

Речевые расстройства могут иметь место в случаях:

  • когда малыша учат разговаривать сразу на нескольких языках — это может негативно сказаться на развитии речи детей младшего возраста, но никак не относится к школьникам.
  • неспособности ребёнка к обучению;
  • жестокого обращение с детьми, отсутствии заботы;
  • дизартрии — проблемы с мышцами речевого аппарата, которые отвечают за звукопроизношение; 
  • тяжёлых проблем со слухом, которые могут быть вызваны инфекциями среднего уха или некоторыми лекарствами, травмами или генетическими нарушениями.
  • расстройства аутистического спектра — группы неврологических нарушений, которые проявляются в общении, социальном  взаимодействии и когнитивных навыках ребёнка.
  • других нарушений, не исследованных наукой. 

Способы лечения задержки речевого развития ребенка

Если ты или твой педиатр заподозрили у малыша задержку речевого развития, следует обязательно обследовать ребёнка. Для начала необходимо проверить слух, а после этого посетить логопеда. Он осмотрит язык ребёнка, оценит произношение звуков. Возможно, порекомендует малышу упражнения при задержке речевого развития в домашних условиях или курс логопедических занятий. В случае незначительных нарушений специалисты рекомендуют:

  • больше общаться с ребенком — разговаривайте, пойте вместе, пускай он повторяет за тобой слова и фразы;
  • ежедневно читай ребенку книги;
  • регулярно тренируй речь;
  • в случае инфекции в среднем ухе — пройти лечение.

Признаки задержки речевого развития

Проконсультируйся с врачом, если замечаешь за ребенком хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Также сообщи доктору, если малыш внезапно утратил способности, усвоенные ранее.

Итак, помощь специалиста необходима, если ребёнок:

В 3-4 месяца:

  • не реагирует на громкие звуки;
  • не издаёт лепет;
  • начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

не реагирует на звуки;

В 1 год:

  • не говорит ни одного отдельного слова (например, «мама»);
  • не понимает значения слов, таких как «пока» или «нет».

В 2 года:

  • не имеет в словарном запасе как минимум 15 слов;
  • самостоятельно не использует в речи фразу из двух слов; может только повторять слова, если его попросят;
  • разговаривает только в случае необходимости.

Диагностика

Данный диагноз в основном ставится детским психиатром и неврологом. Но он ставится только после тщательного обследования, которое включает в себя: аппаратные методики, анализ анамнеза и многое другое. Более того перед тем, как поставить диагноз необходимо исключить вероятность других патологических заболеваний. Например, слабоумие. Чаще всего ЗПР — диагноз, который сопутствует какому-то неврологическому расстройство или возможно особая ситуация в жизни, которая влияет на ребенка и затормаживает его естественное формирование.

После того, как был поставлен диагноз ЗПР, то ребенка отправляют к логопеду, а также к нейропсихологу. На обследовании выявляются механизмы задержек и их качества. Ребенку ставят более конкретный диагноз. К примеру, повышенная утомляемость, особенность мышления, алалия, несформированность в сфере контроля или сниженный объем речевого или слухового восприятия. Таких уточнений очень много. У ребенка их может быть несколько.

Причины и факторы риска задержки развития

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), около 15 процентов детей в возрасте от 3 до 17 лет имеют одно или несколько нарушений развития.

Большинство
нарушений развития возникает до рождения ребенка, но некоторые могут возникать
после рождения из-за инфекции, травмы или других факторов.

Причины задержки
развития может быть трудно точно определить, и им могут способствовать
различные вещи. Некоторые состояния имеют генетическое происхождение, такие как
синдром Дауна. Инфекция или другие проблемы во время беременности и родов, а
также преждевременные роды, также могут вызвать задержку развития.

Задержка развития
может быть симптомом других основных заболеваний, в том числе:

  • расстройства аутистического спектра (РАС)
  • церебральный паралич
  • расстройства алкогольного спектра плода
  • синдром Ландау-Клеффнера
  • миопатия, включая мышечную дистрофию
  • генетические расстройства, такие как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

все формы мышления – сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;

память – лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;

восприятие – для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам

Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;

эмоционально-волевая сфера – свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;

внимание – ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный

На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Диагностика задержки речевого развития

При полном обследовании пациентов с задержкой речи может понадобиться проведение следующих мероприятий:

  • оценка сурдологом способностей ребенка слышать и, если имеются какие-либо нарушения, выявление их;
  • проведение возрастного тестирования на определение степени психомоторного развития, исходя из показателей раннего речевого развития и шкалы Бейли, которая используется для определения степени развития младенцев;
  • проведение беседы с родителями для оценки их стиля общения с ребенком;
  • оценка моторики лицевых мышц в случае, если имеются трудности с вскармливанием грудью и ребенок не может повторять движения языком;
  • оценка воссоздания и понимания речи;
  • выяснение врачом, каким образом родители стимулируют речевое развитие ребенка, как они его воспитывают, как они и окружающие люди учат малыша говорить.

Во время диагностики заболевания важно найти фактор, который его спровоцировал. Для этого придется дополнительно обследоваться у детского психолога, а также у таких врачей, как невропатолог и психиатр

Также может понадобиться проведение исследований, показывающих особенности функционирования головного мозга ребенка — ЭКГ, ЭХО-ЭГ и МРТ.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

С целью развития речи ребенка логопеды применяют как медикаментозную терапию, так и психолого-воспитательные методы. При этом наилучших результатов можно достигнуть, если применять оба способа.

Для коррекции речевого развития врач может назначить ребенку препараты различного действия, помогающие восстановить речь. С этой целью могут применяться секционные витаминные комплексы и препараты, которые улучшают питание нейронов головного мозга.

Для коррекции речевого развития обычно выполняется магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Механизм их действия заключается в восстановлении работы областей мозга, которые отвечают за дикцию, речь, уровень интеллекта и словесную память. К сожалению, у электрорефлексотерапии существуют и противопоказания (такие, как психические расстройства, судорожные и эпилептические приступы).

Для усиления эффекта при медикаментозной терапии может применяться иппотерапия и дельфинотерапия.

Однако все эти методы не дадут нужного результата, если дополнительно не будет проводиться работа с педагогом. Работа с дефектологом поможет устранить или ослабить ухудшение течения болезни, предупредить появление вторичных патологий и сложностей. Во время сеансов врач может проводить игровые занятия, составленные индивидуально для каждого ребенка, использовать различные средства реабилитации.

Задержка речевого развития у детей лечится также с помощью лечебного массажа. Во время этой процедуры врач оказывает воздействие на определенные точки тела. Некоторым пациентам логопеды назначают зондовый массаж Новиковой.

Кроме того, дефектолог и родители в домашних условиях должны выполнять различные игровые упражнения, целью которых является укрепление мышц лица, улучшение подвижности языка и слухового аппарата. Для достижения эффекта можно выполнять гимнастику лица, учить скороговорки, выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Таких программ очень много. Их можно выбрать, проконсультировавшись с врачом, и постоянно заниматься с малышом.

Во время лечения родители должны всячески помогать специалистам, а не надеяться только на медиков. С подобным типом детей нужно работать не каждый день, а каждый час — что требует много времени и терпения.

Контрольная работа

Все специалисты едины во мнении: очень важно обнаружить задержку как можно раньше, тогда у ребенка будет гораздо больше шансов преодолеть ее. Но часто бывает, что врачам не удается вовремя заподозрить неладное, несмотря на многочисленные обследования, которые начинаются еще во время беременности

Сразу после родов состояние малыша оценивают по шкале Апгар — эта мера позволяет выявить гипоксию на ранней стадии. Недосмотры «по невнимательности» не редкость уже на этом этапе. В роддоме у ребенка также берут анализ крови на 5 серьезных генетических заболеваний, которые нужно лечить с первых дней: (гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию).

Это исследование исключает врожденные патологии, благо лабораторным результатам можно доверять. Дальше малыш попадает на попечение педиатра, который, заметив задержку, направляет его к неврологу. Однако иногда педиатр не обращает внимания на тревожные признаки только потому, что кроха хорошо прибавляет в весе и по часам справляет большую нужду. Или не принимает всерьез обеспокоенность родителей, заранее списывая ее на мнительность. Именно поэтому врача нужно менять, если его компетентность порождает сомнения, и обязательно показывать малыша неврологу (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год) ради профилактики. Только так можно вовремя обнаружить заминку.

«Энцефалограмма мозга позволяет увидеть, соответствует развитие коры головного мозга возрасту ребенка или нет, — рассказывает Елена Гладкова. — УЗИ головного мозга показывает наличие кровоизлияний, поврежденные вследствие гипоксии зоны, гидроцефалию и так далее. Эти два исследования малышу назначают при подозрении на перинатальные повреждения нервной системы и наследственные патологии».

Почему у детей может возникнуть отставание в развитии

Все причины, которые могут привести к возникновению задержек в формировании психических функций ребенка, можно разделить на две категории. К первой относятся повреждения центральной нервной системы органического происхождения, имеющие локальный характер. В результате таких дефектов некоторые отделы головного мозга затормаживаются в своем созревании.

Биологическими причинами чаще всего являются:

  • патологии беременности, вызванные внутриутробными инфекциями, резус-конфликтом, злоупотреблением алкоголем, табакокурением и т.д.;
  • травмы, полученные ребенком в процессе родов или недоношенность;
  • тяжелые заболевания и травмы, перенесенные новорожденным ребенком. К задержкам развития может привести наркоз, если операции проводились в раннем детстве;
  • замедленное созревание ЦНС, обусловленное конституцией ребенка;
  • психологические травмы.

В некоторых случаях ЗПР может иметь наследственную природу. Известны случаи, когда этот диагноз был у нескольких поколений родственников.

Также задержки развития могут быть вызваны и социальными причинами:

  1. Чрезмерная опека ребенка приводит к тому, что из его жизненного пространства устраняются все, что могло бы ему принести даже незначительный вред. В результате ребенок отстает в развитии, так как его жизнедеятельность ограничена.
  2. Недостаток внимания и дефицит общения.
  3. Негативный эмоциональный климат в семье, насилие, асоциальный образ жизни родителей.

Задержки в развитии, вызванные социальными причинами, характеризуются педагогической запущенностью.

Патогенез ЗРР, ЗПМР, ЗНПРР, ЗПР, ЗПРР, почему и как возникает задержка развития

Часто патогенез ЗРР, ЗПМР, задержки речевого, психоречевого, психо-речевого развития связан с кислородным голоданием клеток головного мозга во время внутриутробного развития. В результате внутриутробной гипоксии поражаются нейроны головного мозга, и выпадает функция тех участков цнс (центральная нервная система), за которые они отвечали функционально. При проведении вакцинации (прививок) могут запускаться аутоиммунные реакции, которые сопровождаются гибелью, разрушением нервных клеток. Кстати, запуск аутоиммунных реакций может сопровождаться развитием тяжелой патологии, даже развитием ДЦП (детский церебральный паралич). Поэтому при любых неврологических изменениях у ребенка, перинатальной энцефалопатии, возможно, следует временно воздержаться от проведения вакцинаций до полной нормализации неврологического статуса ребенка. Неврологический статус ребенка включается в себя жалобы, анамнез, общий вид, позы, движения, поведение, изучение черепных нервов, чувствительности, двигательной функции, рефлексов, менингеальных синдромов, дополнительных данных обследования, речевой словарный запас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector